Политика конфиденциальности

Как победить последствия неблагоприятного детского опыта (НДО)


Защита жизни и здоровья детей традиционно считается важной в российском обществе. Новое исследование ВЦИОМ и Брянского молодежного центра «Неблагоприятный детский опыт и его распространенность среди молодежи г. Брянска"* показывает, как трудное детство связано с дальнейшей жизнью жителей отдельного региона.

79% молодежи Брянска имеют неблагоприятный детский опыт хотя бы в одной из форм. Причем практически каждый третий из опрошенных (31%) имеет 4 и более маркеров, что можно назвать «тяжелой» формой НДО. Наиболее распространенные группы НДО — насилие в школе (66%), бытовые дисфункции (48%) и эмоциональное насилие (41%). Среди форм школьного буллинга чаще всего встречаются те, которые затрагивают отношения с одноклассниками: толчки и удары от них пережили 53% опрошенных, издевательства и насмешки — 44%. Распространенность бытовых дисфункций связана с потерей одного из родителей, чаще всего, из-за развода (15%) или смерти (16%).

Такой опыт хочется оставить там, где он и происходил — в детстве. Однако исследователи ВЦИОМ подчеркивают, тяжелый детский опыт может быть связан с негативными моделями поведения во взрослой жизни. Перенесенный НДО связан с появлением вредных привычек, текущим состоянием здоровья, уровнем недовольства жизнью в целом и тревоги за свое будущее, сомнениями в своей способности достичь успеха. Опыт перенесенного физического насилия в детстве повышает вероятность применения физических наказаний уже к своим детям. А травля в школе или проживание с человеком, у которого были проблемы с алкоголем, связаны с более высокой вероятностью потребления алкоголя и табака.
«Есть недавние американские исследования, где говорится, что после нескольких лет проживания в атмосфере унижения, травли, пренебрежения (в общем, как при НДО) в мозге (даже у взрослого человека) формируются специфические нейронные связи. Эта своего рода цепочка действий, реакций, установок, которая направлена на выживание личности (а не на успешность). К сожалению, другой формы поведения нет (на уровне именно нейронных связей). Нет цепочки отстаивания своих интересов, защиты себя, успешного поведения, развития и пр. Эти нейронные связи нельзя разорвать просто так, нужно создавать новые», — отмечает Марина Голикова, психолог Брянского молодежного центра.

ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ И (НЕ)ДОСТИЖИМЫЕ ЦЕЛИ
Результаты исследования ВЦИОМ позволяют предположить, что НДО больше связан с психологической, чем с бытовой адаптацией личности. Согласно исследованию ВЦИОМ, 61% брянской молодежи, перенесшей «тяжелый» НДО, получили высшее образование (для сравнения — среди брянчан без НДО значение показателя 74%). Однако, это различие не влияет на уровень занятость на рынке труда: среди людей с и без НДО практически равные доли работающих как по найму, так и на себя, занимаясь фрилансом или предпринимательской деятельностью. Чем тяжелее опыт, тем выше показатели дохода, отмечают исследователи. Вероятно, это связано с тем, что в этом случае человек больше ориентирован на заработок и рассматривает деньги как одну из приоритетных целей.

Высокий уровень дохода также может быть связан и с гибкостью в выборе не самых комфортных условий труда: имеющие «тяжелый» НДО, чаще работают дольше 40 часов в неделю (62% против 52% в группе без НДО), а также более чем в 2 раза чаще не закрепляют свои отношения трудовым договором (9% против 4%), лишая себя социальных гарантий в виде оплачиваемых отпусков и больничных листов, фиксированного графика выхода и повышенной оплаты за работу в выходные и праздничные дни. Зачастую они выбирают менее квалифицированную работу. На это указывает более высокая доля тех, кто считает, что их работу можно выполнять без особых знаний (33% - среди имеющих «тяжелый» НДО и 17% среди тех, кто рос без НДО). Этот фактор может быть связан не только с реально легкой работой, требующей минимальных навыков, но и с низкой оценкой собственной квалификации.
Среди молодежи с «тяжелым» НДО выше доля тех, кто считает сложным или очень сложным для себя достижение успеха (63% против 43% среди тех, кто не имеет НДО). Причем это может быть связано как с реальными обстоятельствами, так и с субъективными психологическими переживаниями. За сухими цифрами скрываются проблемы с настоящими жизненными целями. Брянчане, имеющие «тяжелый» НДО, значительно чаще, чем молодежь, не имевшая такого опыта, считают для себя невозможным: купить квартиру в новостройке (27% и 19% соответственно), получить качественное образование (14% и 6%) и создать крепкую семью (7% и 2%). Из всех форм НДО с низкой оценкой своих жизненных шансов сильнее связаны: перенесенное в детстве ощущение угрозы от родителей, бытовые проблемы (нехватка еды и одежды) и эмоциональный фактор — отсутствие поддержки семьи.

«Самооценка и уверенность в себе начинают формироваться в раннем детстве и именно на основе эмоциональных факторов. В невербальный период (до года), когда новорожденный малыш о себе совсем ничего не знает (даже какого он пола) и не понимает значение речи, он считывает эмоции взрослых. При негативном эмоциональном фоне дома (неодобрении) формируется низкая или негативная (отрицательная) самооценка и неуверенность в себе. Формируются негативные установки „я никчемный“, „у меня ничего не получится“ и т. д. Соответственно, идея покупки квартиры в крупном городе воспринимается с пессимизмом», — поясняетМарина Голикова.
СОБСТВЕННАЯ СЕМЬЯ И (НЕ)РАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАХИ
Среди переживших НДО ниже доля тех, кто имеет собственную семью и детей. Так среди имеющих «тяжелый» НДО состоят в браке 43%, в то время как среди тех, у кого нет НДО — 59%; имеют детей 41% и 54% соответственно. Средний возраст обеих групп одинаков — 29 лет. Люди, имеющие «тяжелый» НДО практически в 2 раза реже разводятся (12% против 23%). Специалисты связывают этот показатель со сложностями в установлении новых социальных связей и тяжелым выходом из отношений.

«К сожалению, у людей с НДО сформирован, прежде всего, негативный (неудачный) опыт общения со значимыми близкими людьми. У них нет благоприятных, эффективных схем коммуникаций, нет опыта и умения построения близких отношений. Зато у них есть ощущение недолюбленности и дефицитарности, и это ощущение они будут пытаться восполнить за счет романтического партнера. Начнут формировать созависимые отношения. Чтобы проработать такие свои состояния, нужна длительная терапия. Это невозможно сделать самостоятельно. Нужен человек, с которым заново строятся близкие отношения (например, психолог/психотерапевт), и уже в этих отношениях осваиваются новые модели реакций и взаимодействий. В этих новых отношениях человек получает другой, благоприятный опыт и потом воспроизводит его в социуме», — уточняет психолог Голикова.

Признание проблемы — половина успеха в её разрешении, считал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Работая над самооценкой, приходя в личную терапию к специалисту, можно признать, что достоин большего и изменить негативные установки по отношению к себе и миру, заложенные в детстве.
Анализ связи различных форм неблагоприятного детского опыта и обстоятельств взрослой жизни, позволяет выделить факторы, профилактика которых может иметь наиболее благоприятный эффект для благополучия детей. Среди них: снижение потребления алкоголя родителями, избегание эмоционального и тем более физического насилия над ребенком, исключение насилия между родителями и создание для ребенка атмосферы поддержки со стороны значимых в его жизни взрослых.
Пройди тест на наличие НДО
Пройди тест на наличие НДО
Пройди тест на наличие НДО
*в исследовании методом телефонного опроса приняли участие 500 жителей Брянска в возрасте от 18 до 35 лет

Справка: Неблагоприятный детский опыт (НДО) охватывает 16 форм НДО, объединенных в 8 групп: эмоциональное пренебрежение (не чувствовали любви и защиты или поддержки семьи), эмоциональное насилие (грубость, оскорбления или угрозы со стороны значимых родных), физическое пренебрежение (мало еды, чистой одежды или пренебрежение здоровьем ребенка), физическое насилие (со следами и без), сексуальное насилие (попытки физического контакта любого типа с несовершеннолетним против его воли). Влияние на ребенка также оказывают непрямые группы факторов, такие как бытовые дисфункции — физическое насилие между родителями или потеря одного из них — а также сложный социальный климат (совместное проживания с человеком с зависимостями, когда-либо сидевшим в тюрьме или имеющим психические расстройства). В дополнение к мировой практике свежее исследование включает насилие в школе в вербальных и невербальных формах (от учителей или учеников).
Автор текста: Ольга Лапушкина, журналист, соавтор социального проекта «Будь человеком с нами!»

Текст пресс-релиза согласован со ВЦИОМом.
Комментарии даны психологом Брянского молодежного центра — Голикова Марина Юрьевна.
Фотографии: Константин Коваленко.