Как Неблагоприятный детский опыт влияет на обучение?
«Обычно наш мозг расположен к выстраиванию связей, однако травма может заставить его замкнуться. Это причина, по которой травмированным людям тяжело поддерживать здоровые отношения» − Райан Норт
Когда речь заходит о детской травме, многие сразу же думают о тяжком опыте, который случается раз в жизни, например, пожар в доме или экстремальные условия, такие как жестокое обращение с детьми. Однако, чем больше специалистов в области психического здоровья изучают травму и её последствия, тем больше мы узнаём о том, насколько на самом деле распространённой она является.
Чтобы оценить серьёзность травмы, был разработан новый термин, помогающий понять, насколько сильно травма повлияла на человека, называемый Неблагоприятным Детским Опытом (НДО).
Хотя этот термин имеет говорящее название, он представляет собой широкий спектр переживаний, которые не являются чем-то необычным для взросления, но в сочетании друг с другом могут привести к токсическому стрессу, который в свою очередь влияет на способность ребёнка (а в конечном счёте и взрослого) обучаться и функционировать. Более новые исследования даже прямо соотносят НДО с нарушениями физического здоровья в более позднем возрасте. Очевидно, что выявление и поддержка ребёнка с НДО это решающий аспект для нашей успешной помощи ребёнку в благополучном взрослении.
Что такое Неблагоприятный Детский Опыт?
Неблагоприятный Детский Опыт (НДО) включает в себя длинный список потенциальных переживаний, которые может испытать ребенок в возрасте от 0 до 18 лет; эти переживания вызывают стресс, потенциально приводящий к травме. Список варьируется от таких ситуаций, как бездомность и жестокое обращение с детьми, до случаев, которые могут показаться более незначительными: например, проживание с психически больным родственником или наблюдение за жестоким обращением с членом семьи (с опекуном, братом или сестрой).
Kaiser Permanente провели исследования на территории 25 штатов, и оно показало, что к зрелому возрасту 61% людей имеют по крайней мере один балл НДО, когда как наличие четырёх баллов и более может привести к серьёзным проблемам со здоровьем. Согласно исследованию, примерно каждый шестой школьник имеет четыре или более балла НДО. И хотя существует специальный тест для определения того, как много баллов НДО имеет человек, учителям и персоналу рекомендуется быть ознакомленными с явлением Неблагоприятного Детского опыта, однако опросы на выявление НДО непосредственно среди учащихся не проводятся, так как потенциально положительные результаты тестов могут принести школьнику больше вреда, чем пользы.
Как НДО влияет на обучение школьника?
Каждый случай НДО уникален. Пока у человека два или три балла НДО, их воздействие также зависит от других факторов, таких как стойкость личности, наличие поддержки, то, как травма повлияла на физическое и эмоциональное развитие личности, а также сам источник травмы.
Всё же, доказано, что НДО создаёт некоторую форму стресса, который воздействует на развитие мозга. Это воздействие может проявляться в различных формах, включая проблемы с обучением, трудности с формированием отношений, повышение выработки гормонов стресса, которые влияют на иммунную систему, снижение способности преодолевать трудности и многое другое. В двух словах, НДО (один фактор или несколько в совокупности) может спровоцировать реакцию в виде «режима выживания», что повышает уровень стресса у ребёнка и снижает его способности использовать адаптивные стратегии перед лицом трудностей или неизвестностей.
В классе это может выглядеть так, что ребёнок проявляет навязчивое или изолированное поведение, пассивное/тихое поведение, частые соматические симптомы, такие как боли в животе или жар, регрессивное поведение, такое как ночное недержание мочи или сюсюканье, агрессивное и/или жестокое поведение, или реакцию «бей или беги» после указаний учителя. Неважно, являетесь ли вы педагогом, очевидно, что подобное поведение сделает обучение для ребёнка недоступным и, в свою очередь, существенно повлияет на его академический рост. Поэтому очень важно работать над созданием и безопасной среды, и крепких, здоровых отношений между учеником и учителем, чтобы обучающиеся с особенностями имели поддержку, независимо от того, известно ли о них или нет.
Стратегии для учеников с НДО
Вряд ли возможно знать обо всех травмах, которые мог пережить ребёнок в детстве. Сотрудничество дома и школы повысит общее благополучие школьника за счет того, что все взрослые в жизни ребенка будут в общем взаимопонимании. Это дополнительно даст педагогу более четкое представление, как и об условиях, в которых живет ребенок, так и о перспективах и мнениях, которыми руководствуется опекун этого ребенка, а это, в свою очередь, поможет лучше оценивать потребности ученика и адаптивно удовлетворять их.
В классе учителю будет полезно заниматься построением доверительных отношений и быть примером для других. Это поможет, как и развить навыки, так и создать связи для ваших учеников, которые, в свою очередь, станут сообществом, на которое учащиеся с особенностями смогут положиться в стрессовые времена.
Наконец, безопасное повышение стойкости характера детей станет одним из лучших уроков, которые вы можете преподать им для преодоления потенциальных долгосрочных последствий НДО. Постепенное ознакомление их с проблемами и внедрение таких концепций, как «установка на рост», позволит развить студентов, которые смогут проигрывать с честью и подниматься после «падения». Формирование привычек и навыков, таких как благодарность, также будет способствовать стойкости, потому что учащиеся, обученные «искать хорошее», будут использовать это в качестве адаптивной стратегии того, как им стоит справляться и осмысливать НДО.